Обращение учредителя

Финансовый университет


"Финансовый университет – один из ведущих вузов страны, признанный в России и известный за рубежом учебно-научный центр..."  подробнее>>>

Баннер


Баннер


Баннер


Баннер


Баннер


Баннер


Баннер


Баннер


Баннер


Баннер


Баннер


Баннер


Баннер


imageimageimage


 

Иностранный консультант: где заканчивается партнер и начинается шпион?

 

В развитых странах в условиях процветающего капитализма правит его величество капитал, а государственные структуры – лишь механизм системы сдержек и противовесов, инструмент обеспечения интересов национального капитала на международном уровне. Консалтинговые услуги выступают неотъемлемой частью механизма обеспечения национальной безопасности любой страны, и Россия не должна становиться исключением.

 

Ложные инвесторы и их «инструментарий»

 

Российская Федерация, будучи самым крупным государством в мире, которое при этом обладает богатейшими природными, земельными, промышленными и финансовыми ресурсами, а также наследием советского периода в виде крупнейшего в мире источника перспективных технологий, знаний и научных разработок, – один из самых  привлекательных объектов для иностранных инвесторов и консалтинговых структур. Многочисленные иностранные специалисты в области консалтинга уже не одно десятилетие присутствуют на российском рынке, параллельно при этом взаимодействуя со своими национальными спецслужбами и правоохранительными органами. Цель подобных компаний проста – собрать и проанализировать экономическую, политическую и другую значимую информацию, чтобы обеспечить интересы национального капитала собственного государства на территории других стран.

 

Но не следует сводить сотрудничество с иностранными компаниями исключительно к негативным последствиям. Для стабильного экономического развития России подобное взаимодействие в условиях рыночной экономики необходимо. Однако нужно разделять понятия «ложный инвестор» и «стратегический партнер». Их принципиальное отличие заключается в том, что первые окупают свои инвестиции в краткосрочной и среднесрочной перспективе за счет убытков, причиненных иностранному государству, бизнесу и обществу, в том числе путем совершения экономических преступлений. Вторые же окупают инвестиции в долгосрочной перспективе – исключительно за счет прибыли от взаимовыгодного использования ресурсов.

 

В роли «инструментов» для таких негативных для России инвестиций зачастую  выступают граждане нашей страны, которые используются в качестве подставных лиц. Делается это с целью установления контроля над российскими активами, получения доступа к средствам государственного бюджета, пенсионного фонда, к активам госкорпораций. Интересы таких, по сути, шпионских групп, сформированных  преимущественно из российских граждан, представляют исключительно иностранные консалтинговые компании. Подобные фирмы не только лоббируют интересы заказчиков, но и осуществляют функции по контролю и надзору за российским капиталом в интересах иностранных государств.

 

Тайна без семи печатей

 

Несколько лет назад поднимать вопрос о целесообразности лоббирования интересов  российского консалтингового бизнеса было нецелесообразно – у российских компаний фактически отсутствовали необходимые знания и опыт. Сегодня же на рынке консалтинговых услуг уже имеются российские компании с более чем десятилетним опытом работы, однако при этом государственный контроль над результатами оценки и аудита в России практически не осуществляется. Функции по контролю деятельности аудиторов и оценщиков, в связи с отменой государственного лицензирования, переданы в саморегулируемые организации (СРО). Иными словами, условия для здоровой  конкурентной среды в указанных направлениях сферы консалтинговых услуг на сегодня не созданы.

 

Фактически полностью под контролем иностранного капитала находятся новые для нашего государства направления консалтинговых услуг – это работы по проведению оценки и по проведению аудита по международным стандартам, а также деятельность по сопровождению процедур банкротства (арбитражное управление).

 

Помимо этого, иностранные компании осуществляют значительный объем работ в сфере консалтинга, который связан с использованием сведений, составляющих государственную тайну. Так, иностранные консультанты проводят аудит финансово-хозяйственной деятельности и оценку стоимости активов (акций, ценных бумаг,  недвижимости, земельных участков, нематериальных активов) предприятий оборонно-промышленного комплекса и других стратегических отраслей российской экономики.

 

 Существует множество фактов, подтверждающих неутешительную статистику: многочисленные заказы иностранным компаниям на проведение аудита и оценки предприятий, входящих в структуру Министерства обороны Российской Федерации, Министерства энергетики, Министерства промышленности и торговли, в состав ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация», ОАО «Объединенная судостроительная корпорация», госкорпораций «Росатом», «Ростехнологии» и многих других. Результатом деятельности иностранных консультантов или созданных ими «де-юре» российских консалтинговых компаний, является сбор и анализ необходимой иностранному капиталу информации, в том числе составляющей государственную тайну.

 

Все это говорит о том, что контроль над соблюдением участниками рынка  консалтинговых услуг законодательства о государственной тайне в нашей стране также фактически отсутствует. Практически все иностранные консультанты имеют  официальные лицензии ФСБ России на осуществление работ со сведениями, составляющими государственную тайну нашей страны.

Сложно себе представить обратную ситуацию: чтобы российская аудиторская  компания могла получить допуск на работу с такими сведениями, например, в США или в Германии. В России же наличие подобного допуска у иностранных консультантов никого не удивляет.

 

Национальная ориентация как панацея

 

Последствия экономических преступлений, которые были совершены посредством  вмешательства иностранного капитала, трудно переоценить. Здесь мы имеем дело с ликвидацией крупных предприятий, субъектов малого и среднего бизнеса, масштабными сокращениями рабочих мест и, как следствие, с ростом количества общеуголовных  преступлений, ухудшением демографической ситуации, политической нестабильностью и экономической стагнацией.

 

Созданная задолго до внедрения рыночной экономики система обеспечения государственной тайны на российских предприятиях значительно устарела и не отвечает современным реалиям.

 

При этом следует отметить, что в современных условиях создание системы защиты государственной тайны и другой конфиденциальной информации фактически не представляется возможным. Создать фундамент для зарождения системы обеспечения государственной тайны и защиты инвестиций в российской экономике поможет формирование надежной среды из числа национально ориентированных  профессиональных сообществ (оценщиков, аудиторов, арбитражных управляющих и других консультантов). Эти сообщества будут являться так называемым буфером и одновременно эффективным инструментом в руках российских правоохранительных  органов.

 

Глеб Кузнецов 

Центр финансовых расследований

С оригиналом материала вы можете ознакомиться в журнале «Большой консалтинг» (номер 2 (02), октябрь 2012)

Печать PDF

Судебная
экспертиза

 

Судебная экспертиза

Судебная экспертиза – это процессуальное действие, состоящее из проведения исследований и дачи заключения экспертом...

Читать далее...

Внутренний
контроль

 

Внутренний контроль

Система внутреннего контроля – это комплекс скоординированных мероприятий с использованием научной базы...

Внесудебное урегулирование

 

Внесудебное урегулирование

Внесудебное урегулирование представляет собой поиск, сбор и анализ информации о нарушении, связанном с посягательством...

Читать далее...